Роберт Классон

100 лет назад, осенью 1911 года, инженер-электрик Роберт Классон побывал с друзьями на охоте в болотистом крае за Богородском, в четырех верстах от Владимирки – на озере Госьбужье. Мало кто мог предугадать, что главной добычей на охоте станет идея создания первой в мире электростанции на торфе. На озеро и окружающие его болота, которые раскинулись на 40 миль – часто приезжали охотники. Эти земли принадлежали помещику Рюмину, но торф рядом с Владимирским трактом разрабатывался фабрикантами Морозовыми. Недаром озеро на въезде в город называется Морозовским – там с давних времен добывали торф, для топки печей Морозовских мануфактур.

Роберт Классон после окончания Петербургского технологического института стажировался в Германии, где принимал участие в монтаже и пуске первой линии электропередачи трёхфазного тока от Лауффена до Франкфуртской электротехнической выставки. С 1895 Роберт Классон руководил строительством электростанции трёхфазного тока на Охтинских пороховых заводах под Петербургом. Классон участвовал в проектировании и руководил строительством городских электростанций в Петербурге и Москве. В 1900 году совместно с Л. Б. Красиным участвовал в электрификации Бакинских нефтепромыслов (в частности, участвовал в строительстве Биби-Эйбатской электростанции в Баилово. В 1906 году вследствие отказа применить репрессии к бастовавшим рабочим был вынужден оставить пост директора акционерного общества «Электросила». В 1906 — 1926 годах Роберт Классон являлся директором тепловой электростанции МГЭС-1.

Справедливо ли зависеть от привозного топлива, не обращая внимания на свое, родное, лежащее под ногами? Выгодно ли использовать торф в качестве топлива? Внимание Классона в то время привлекали громадные запасы этого горючего полезного ископаемого (в нашей стране – 4/5 всех известных на земле его запасов).

При наличии огромных топливных ресурсов все существовавшие тогда в царской России электростанции работали на дальнепривозном ценном топливе: нефти и угле. Местные залежи торфа и бурого угля разрабатывались в ничтожном количестве.

Роберт Классон

Перевозить торф нецелесообразно: оно громоздко, при транспортировке измельчается. Роберт Классон задумал построить электростанцию у торфяных залежей, а дешевую электрическую энергию передавать в промышленные центры по уже испытанной линии высокого напряжения. Классон использует опыт, полученный в Германии при монтаже и пуске первой линии электропередачи трёхфазного тока, а также подобной работы на Бакинских нефтепромыслах.

И вот, в 1911 году Роберт Классон узнает, что в 75 верстах от Москвы близ Богородска продается имение помещика Рюмина, на территории которого – богатые залежи торфа. Классон прибыл на озеро Госьбужье, в «чертов угол» – практически, в центр 40-мильного болота. Поехал не один, вместе со своим помощником В.В.Старковым и Г.М.Кржижановским, заведующим московской кабельной сетью «Общества электрического освещения 1886 года».
Владимирский тракт с одной стороны, близость Москвы и железной дороги на Нижний Новгород с другой – всё это, видимо, и предопределило дальнейшее решение. Говорят, окончательные условия сделки – приобретения части имения в районе Госьбуж-озера площадью около 4 тысяч десятин – были определены и подписаны в тот же день в трактире купца Субботина в Павловском Посаде (здание бывшей почты). Другую часть имения приобрел совладелец Глуховской мануфактуры Арсений Морозов.
В 1922 году, к 10-летию «Электропередачи», сам он вспоминал: «Московская электрическая станция работала исключительно на нефти, и когда в 1911 году я получил известие, что в 75 верстах от Москвы продается большое торфяное болото, то решил попытаться привлечь иностранный капитал к постройке районной электрической станции на торфе. Я поехал в Берлин для ведения переговоров с банками относительно финансирования предприятия. В течение двух дней я договорился с банками, немецкими и швейцарскими, все необходимые кредиты были ассигнованы…»

Любой предприниматель скажет, что невозможно в столь короткие сроки получить кредит на столь грандиозное предприятие. Однако опыт возведения первых электростанций трёхфазного тока в Москве, Санкт-Петербурге, электрификация нефтяных промыслов в Баку, а также знакомство ещё со студенческой скамьи с Леонидом Красиным (1870-1926) – активным революционером. Классон помог Леониду Красину трудоустроиться (после политической ссылки) в Баку, где руководил постройкой электростанции «Электросила». Позже помог ему в «Обществе 1886 года» получить место заведующего Петербургской кабельной сетью. Но в 1908 году Леонид Красин, избежав ареста, покинул Россию, поступил на работу в немецкую фирму «Сименс и Шуккерт» в Берлине, быстро продемонстрировал инженерные и управленческие способности. В 1911 году был назначен заместителем директора берлинского филиала.
Именно к нему и поехал Классон. Задача была сложной не только технически, но и материально. Иностранный капитал не «спешил» вкладываться в российскую промышленность, а большая часть электрохозяйства России принадлежала иностранцам. Необходима была сила убеждений Классона и помощь Красина, чтобы доказать коммерческую рентабельность предлагаемого предприятия. Немцы и финансировали строительство электростанции. Естественно, на строительстве были и немцы-наблюдатели.
Так создается «Бельгийское акционерное общество «Электропередача».

Посёлок «Электропередача»

Как вспоминал Роберт Классон: «Мы пригласили заведующего торфяными разработками И.И. Радченко и впервые с большим интересом занялись изучением торфяного хозяйства, доставшегося при покупке имения. Торфяное хозяйство было самое примитивное и состояло из старых локомобилей и старых торфяных машин. Было решено к следующему году пустить в ход 50 торфяных машин с электромоторами. Это была очень серьезная задача. Дело в том, что до тех пор в России такого количества торфяных машин сразу не ставилось. Но эта работа была успешно выполнена в 1913 году 50 машин были пущены в ход».

Так впервые в торфяном хозяйстве ГРЭС поселка Электропередача 11 мая 1913–го начался первый сезон разработки и добычи торфа – топлива для электростанции Классона.

11 мая и принято за точку отсчета – за день рождения городского «Торфопредприятия». Руководил работами торфяников управляющий Иван Радченко – первый директор предприятия.

Г.М. Кржижановский занялся организационными вопросами, инженер В.Д. Кирпичников стал разрабатывать чертежи станции. Первым служащим «Электропередачи» – старшим техником – стал Николай Иванович Карлов. Именно он по поручению Роберта Классона в марте 1912 года приезжает на Госьбуж-озеро и ставит первую палатку на месте будущей электростанции. Он же в близлежащих деревнях нанимает рабочих, организует начало строительных работ.

Летом прибывает Р.Э. Классон с семьей. Строительство идет быстро – появляются первые бараки для рабочих.

С наступлением весны стало необходимо решать вопрос дорог. Создание подъездных путей поручили Богомолову. Под его началом среди леса пробиваются просеки, проводится отсыпка насыпей, к 75 километру Владимирского тракта прокладывается узкоколейка: на земляную насыпь укладывались шпалы, поверх них – рельсы. Сначала она была 600-метровая, через год – пятикилометровая, позже эта подвижная узкоколейная линия была продолжена до Павловского Посада. В 1924 году началось строительство нормального, жесткого узкоколейного ж/д пути, который и был открыт в 1925 году на 1 мая.

И только в конце 60-х годов прошлого века её сменило современное железнодорожное полотно – благодаря настойчивости Ю.С. Заславского, выбравшего Электрогорск для строительства филиала Всесоюзного института нефтяной промышленности.

Для организации торфяного хозяйства – добычи торфа и транспортировки его к электростанции – был выбран Иван Радченко.

Электростанцию и поселок вокруг нее начали строить в 1912-м. Строительство шло быстро, несмотря на пожар, бушевавший летом 1912-го и «сожравший» все уже возведенные постройки. Убытки от пожара были большие. Сумма страховой компенсации не смогла их погасить. Когда с пожарами было «более или менее покончено», строительство продолжилось с новой силой. И уже к осени был отстроен рабочий поселок.

На пустом месте, среди подмосковных лесов и болот образовался настоящий «Городок».

12 марта 1914 года «Электропередача» выдала электрический ток потребителям.

Дата 13 августа 1915 года считается днем рождения энергосистемы Мосэнерго: через Измайловскую подстанцию «Электропередача» соединилась с первой Московской электростанцией для параллельной работы. Создание «Электропередачи» по смелости замысла и по быстроте его осуществления – выдающаяся работа Роберта Классона. Она потребовала от своего создателя огромных усилий и выдержки, быстрых инженерных решений, смелости и смекалки при их применении. Но без поддержки друзей, без денег фирмы «Сименс и Шуккерт», направленных именно на это строительство при посредничестве Леонида Красина, без технического таланта в том числе и А. Винтера или организаторских способностей И. Радченко и вклада многих других выпускников Петербургского технологического института конца XIX- начала XX века, ничего этого не было бы.

«Электропередача» была национализирована в феврале 1918 года, «Общество» – в декабре 1917.

В марте 1926 года после смерти инженера Р.Э. Классона правительство России своим постановлением переименовало предприятие «Электропередача» в Государственную Районную электрическую станцию №3 (ГРЭС №3) его имени.

В 1929 году общее до того хозяйство предприятия электростанции начинает делиться на ГРЭС №3 и «Торфопредприятие». Каждое выделяется в самостоятельную единицу: по выработке электроэнергии и по добыче торфа, присоединившись к различным профессиональным союзам. В начале 30-х прошло окончательное разделение до этого общего хозяйства «Электропередачи». Появились Торфопредприятие и ГРЭС, оба им. Классона.

Период Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны на ГРЭС №3 и «Торфопредприятие» им.Классона легла основная нагрузка по снабжению электроэнергией Москвы и Подмосковья. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» знаком всем.

За время Великой Отечественной войны коллективу ГРЭС №3 за трудовые достижения восемь раз присваивали переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Свыше четырехсот рабочих и служащих электростанции награждены медалью «За оборону Москвы». За самоотверженный труд в годы войны медалью «За доблестный труд» награждены 1094 работника предприятия.

В начале июля 1941 года на «Торфопредприятие» пришел приказ организовать цех по выпуску военной продукции. Через три недели новый цех, созданием и работой которого руководил главный инженер А.В.Брянцев, выпустил первую партию детали сопло РСКА-1. Что именно выпускали, рабочие не знали и даже не догадывались. Мастеру Виктору Резниченко довелось увидеть «свое» изделие в действии: деталь эта – составная часть грозного и невиданного доселе секретного оружия — реактивного миномета БМ-13, попросту, «Катюши».

«Торфопредприятие» объединяло на 12 участках от 4,5 до 7,5 тысяч человек за сезон. Кроме предприятий, работали хлебозавод, магазины, больница, школы, ремелесленное училище, которое выпустило в 1943 году 150, в 1944 году — 200 человек специалистов, детские сады и ясли.

Рождение города Электрогорск

Год за годом, с самого начала строительства первой в мире электростанции на торфе, набирая обороты, развивался поселок «Электропередача». Cтроительство Робертом Классоном в начале века электростанции стало началом энергетики в нашей стране. И при этом благодаря ему родился город Электрогорск.

25 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «Электропередача» – рабочий поселок энергетиков повысил свой статус и был переименован в город Электрогорск районного подчинения.

С 1978 года предприятием руководит Иван Федорович Гвоздев. Предприятие стало выпускать машиностроительную, радиотехническую продукцию с начала 50-х.

Развал экономики, произошедший после ликвидации Советского Союза, как в капле воды отразился в деятельности Торфопредприятия. Рухнули радиоэлектроника, машиностроение, сельское хозяйство. Потребность в отечественной продукции резко снизилась. В конце 90-х годов Торфопредприятие из-за плохого финансового состояния реорганизуется. Благодаря реорганизации удалось сохранить обособленную производственную площадку в 5,5 га, все энергоносители и новые производственные здания.

Так в 1997 году не стало родоначальника торфяной промышленности России и одного из основателей нашего города – «Торфопредприятия им. Классона».

Электрогорский металлический завод «ЭЛЕМЕТ»

Но история продолжается и у «Торфопредприятия им. Классона» появился преемник – Электрогорский металлический завод «ЭЛЕМЕТ». С 2001 г. происходит возрождение завода, на завод приходит группа инвесторов с ясной и четкой программой восстановления предприятия.

Завод «ЭЛЕМЕТ» активно продолжает традиции торфяников и выделяет средства на благотворительность и развитие города. Ранее «ЭЛЕМЕТ» был основным спонсором детского дома, сейчас – коррекционной школы №2. Строительство городского храма также спонсируется заводом «ЭЛЕМЕТ». На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что завод «ЭЛЕМЕТ» — правопреемник «Торфопредприятия» восстановил свой статус одного из градообразующих предприятий города, проводя эффективную производственную, инновационную социально ответственную политику. Нет никаких сомнений в том, что история города «Электрогорска» и история «Торфопредприятия», ныне завода «ЭЛЕМЕТ» были и будут неразрывно связаны совместной плодотворной работой.

На данный момент площадь промышленного предприятия составляет 65 259 кв.м, а площадь цехов – более 20 000 кв.м, численность сотрудников — 165 человек. За период с 2001 по 2018 год на предприятии установлено 112 единиц современного машиностроительного оборудования. В настоящее время на заводе освоено производство новых видов оборудования для горной промышленности: осадительно-фильтрующие, вибрационные и шнековые центрифуги, фильтр-прессы, роликовые и высокочастотные грохоты, флотомашины с приводами, оборудование для аэропортов, более 38 наименований. Также силами предприятия производится ремонт оборудования для обогатительных фабрик. Огромная заслуга в этом принадлежит заводским конструкторам: В.Н. Каржавину, Н.Л. Нешину, И.А. Шубину, А.А. Зурилину, производственникам А.С. Буренину, Н.В. Косцову, П.С. Ронину, Г.С. Ронину, А.В. Вишнякову, Ю.А. Гринёву, а так же руководителям предприятия Г.А. Трофимову, А.С. Букову, В.Г. Вишнякову, И.И. Макееву.