Посёлок «Электропередача»
Как вспоминал Роберт Классон: «Мы пригласили заведующего торфяными разработками И.И. Радченко и впервые с большим интересом занялись изучением торфяного хозяйства, доставшегося при покупке имения. Торфяное хозяйство было самое примитивное и состояло из старых локомобилей и старых торфяных машин. Было решено к следующему году пустить в ход 50 торфяных машин с электромоторами. Это была очень серьезная задача. Дело в том, что до тех пор в России такого количества торфяных машин сразу не ставилось. Но эта работа была успешно выполнена в 1913 году 50 машин были пущены в ход».
Так впервые в торфяном хозяйстве ГРЭС поселка Электропередача 11 мая 1913–го начался первый сезон разработки и добычи торфа – топлива для электростанции Классона.
11 мая и принято за точку отсчета – за день рождения городского «Торфопредприятия». Руководил работами торфяников управляющий Иван Радченко – первый директор предприятия.
Г.М. Кржижановский занялся организационными вопросами, инженер В.Д. Кирпичников стал разрабатывать чертежи станции. Первым служащим «Электропередачи» – старшим техником – стал Николай Иванович Карлов. Именно он по поручению Роберта Классона в марте 1912 года приезжает на Госьбуж-озеро и ставит первую палатку на месте будущей электростанции. Он же в близлежащих деревнях нанимает рабочих, организует начало строительных работ.
Летом прибывает Р.Э. Классон с семьей. Строительство идет быстро – появляются первые бараки для рабочих.
С наступлением весны стало необходимо решать вопрос дорог. Создание подъездных путей поручили Богомолову. Под его началом среди леса пробиваются просеки, проводится отсыпка насыпей, к 75 километру Владимирского тракта прокладывается узкоколейка: на земляную насыпь укладывались шпалы, поверх них – рельсы. Сначала она была 600-метровая, через год – пятикилометровая, позже эта подвижная узкоколейная линия была продолжена до Павловского Посада. В 1924 году началось строительство нормального, жесткого узкоколейного ж/д пути, который и был открыт в 1925 году на 1 мая.
И только в конце 60-х годов прошлого века её сменило современное железнодорожное полотно – благодаря настойчивости Ю.С. Заславского, выбравшего Электрогорск для строительства филиала Всесоюзного института нефтяной промышленности.
Для организации торфяного хозяйства – добычи торфа и транспортировки его к электростанции – был выбран Иван Радченко.
Электростанцию и поселок вокруг нее начали строить в 1912-м. Строительство шло быстро, несмотря на пожар, бушевавший летом 1912-го и «сожравший» все уже возведенные постройки. Убытки от пожара были большие. Сумма страховой компенсации не смогла их погасить. Когда с пожарами было «более или менее покончено», строительство продолжилось с новой силой. И уже к осени был отстроен рабочий поселок.
На пустом месте, среди подмосковных лесов и болот образовался настоящий «Городок».
12 марта 1914 года «Электропередача» выдала электрический ток потребителям.
Дата 13 августа 1915 года считается днем рождения энергосистемы Мосэнерго: через Измайловскую подстанцию «Электропередача» соединилась с первой Московской электростанцией для параллельной работы. Создание «Электропередачи» по смелости замысла и по быстроте его осуществления – выдающаяся работа Роберта Классона. Она потребовала от своего создателя огромных усилий и выдержки, быстрых инженерных решений, смелости и смекалки при их применении. Но без поддержки друзей, без денег фирмы «Сименс и Шуккерт», направленных именно на это строительство при посредничестве Леонида Красина, без технического таланта в том числе и А. Винтера или организаторских способностей И. Радченко и вклада многих других выпускников Петербургского технологического института конца XIX- начала XX века, ничего этого не было бы.
«Электропередача» была национализирована в феврале 1918 года, «Общество» – в декабре 1917.
В марте 1926 года после смерти инженера Р.Э. Классона правительство России своим постановлением переименовало предприятие «Электропередача» в Государственную Районную электрическую станцию №3 (ГРЭС №3) его имени.
В 1929 году общее до того хозяйство предприятия электростанции начинает делиться на ГРЭС №3 и «Торфопредприятие». Каждое выделяется в самостоятельную единицу: по выработке электроэнергии и по добыче торфа, присоединившись к различным профессиональным союзам. В начале 30-х прошло окончательное разделение до этого общего хозяйства «Электропередачи». Появились Торфопредприятие и ГРЭС, оба им. Классона.